Цифровизация закупочного процесса
По своей сути электронная торговая площадка является цифровой платформой, упрощающей взаимодействие поставщиков и заказчиков. Посредством переноса продаж и сопутствующих им бизнес-процессов в виртуальную среду удается снизить операционные затраты и освободить персонал от выполнения рутинных операций, в результате чего повышается эффективность и продуктивность участвующих в торгах организаций.
Электронные торговые площадки могут работать по B2C- или B2B-модели. В первом случае речь идет об интернет-ресурсе, на котором происходит розничная цифровая торговля. Во втором предполагается платформа для оптовых закупок, где покупатели могут быть одновременно и поставщиками, и закупщиками. На ЭТП, предназначенных для B2B-сегмента, скидки рассчитываются по сложным коэффициентам и действует множество дополнительных условий заключения сделок.
Также выделяют следующие разновидности платформ автоматизации процедур в области закупок:
- Классификатор — виртуальная площадка для размещения объявлений. Зарабатывает на рекламе, ранжировании пользователей и продвижении объявлений в ТОП.
- Маркетплейс — платформа для электронной коммерции. На ней работает множество продавцов, которые привлекают потенциальных покупателей широким ассортиментом товаров/услуг и сниженными ценами.
- Площадки для электронных торгов — решение для размещения информации о закупках, а также участия государственных и коммерческих организаций в связанных с ними конкурсных процедурах. Регламентируются федеральным законодательством.
- Платформы для малоценных закупок — используются закупщиками для совершения небольших транзакций. Как правило, работают в виде закрытых площадок, созданных под компанию-заказчика.
- Платформы для совместных закупок — маркетплейсы, предоставляющие нескольким розничным покупателям возможность объединиться, чтобы приобретать товары в качестве оптового закупщика.
Сегодня на рынке представлено большое количество разработок, предназначенных для управления бизнес-процессами в сфере закупок. Подобные предложения включают как готовые решения, так и low- и no-code платформы, инструментарий которых позволяет адаптировать интерфейс и модули IT-продукта под потребности конкретного заказчика. Поэтому, прежде чем сделать выбор в пользу того или иного сервиса, необходимо определиться с подходящей бизнес-моделью, целевой аудиторией, а также функционалом электронной торговой площадки.